Монастырь Богородицко-Сретенско-Владимирский расположен в крепости Переславля-Залесского, вблизи Спасо-Преображенского собора (1152-1157гг.), главной улицы и церкви Петра Митрополита (1584г.), что на княжьем дворе.
МУАР им. ЩУСЕВА. Торопов С.А. Красная площадь. Общий вид с
северо-востока. 1920-1930. ГНИМА ОФ-5902/79. Видна вальмовая крыша с двумя трубами западной постройки и угловая северо-западная башня.
Летописные сведения о дате и обстоятельствах основания Переславля содержатся в Патриаршем летописном изводе. Под 1660 годом сообщается, что ростово-суздальский князь Георгий Владимирович «…и город Переяславль от Клещина перенесе и созда болши старого, и церковь в нем постави каменну Святаго Спаса».
МУАР им. ЩУСЕВА. Кремль. Общий вид ансамбля церквей. Начало ХХ в.
ГНИМА ОФ-5113/1. Видна вальмовая крыша восточной постройки.
МУАР им. ЩУСЕВА. Кремль. Общий вид ансамбля церквей. Начало ХХ в.
ГНИМА ОФ-5113/22.
Город был основан на пересечении сухопутного стратегического тракта и старинного водного торгового пути. Чтобы проехать из Ростова в Черниговское и Рязанское княжество посуху, надо было войти в крепость Переяславль.
Княжий двор необходимо существовал во времена удельного переславского княжества, до смерти в 1302 году последнего переславского князя. В XIV – XV веках, с переходом под руку московских князей, Переславль становится местом княжеских съездов, церковных соборов и пребывания семьи великого князя при угрозе нападения неприятеля на Москву.
Первые сведения о монастыре внутри крепости Переславля-Залесского относятся ко второй половине XVII столетия. В 1660 году им управляла игуменья Наталия; по переписным книгам 1677 года «при Новодевичьем монастыре Богородицы Владимирские» значится поп Василий Иванов. По переписной книге 1677 года, в городе находился собор Спасо-Преображенский, да двор великого государя, в котором живут воеводы, и двор соборного духовенства; церковь ружная святого Петра Митрополита и Новодевичий монастырь Пресвятой Богородицы Владимирской, 3 двора приходских священников, дворов монастырских, 18 осадных дворов боярских, 22 двора разных чинов людей; десятня городовая, а в ней посадских людей, бобылей и вдов 27 дворов; слободка Горицкого монастыря — 11 дворов.
Время первоначального основания этого монастыря неизвестно, но его расположение и посвящение позволяют предположить, что он основан Великими князьями или царями. Событие, в честь которого назван монастырь – встреча Владимирской иконы Божией Матери, когда этот древний чтимый образ защитницы Русской земли переносили из Владимира в Москву перед угрозой нападения Тамерлана. В 16-й главе «Степенной книги царского родословия», рассказывается о том, что принесение иконы в Москву в 1395 г. по сугубым молитвам блаженной великой княгини Евдокии произошло «советом и повелением» ее сына великого князя Василия Димитриевича и митрополита Киприана.
Монастырь расположен вблизи большой дороги, проходившей через Переславскую крепость на Москву, рядом с княжьим двором, на котором в то время уже была деревянная церковь во имя Святителя Московского Петра.
Возможно, именно на этом месте останавливался крестный ход с иконой Владимирской Божией матери. Земля внутри
крепости принадлежала Великим князьям и царям, поэтому основание монастыря рядом с княжьим двором можно с уверенностью отнести к деяниям князей Московских.
Большая улица, пролегавшая от южных Никольских ворот крепости к северным Спасским – древнейшая в Переславле-Залесском. Богородице-Сретенский монастырь, кирпичные строения которого появились между 1745 и 1756 годами, повлиял на её трассу при перепланировке города по регулярному плану.
Храмозданная грамота на строительство каменной церкви во имя Владимирской Пресвятой Богородицы с приделом Апостола Филиппа была выдана ктитору Сретенского монастыря, переславскому купцу Филиппу Фаддеевичу Угримову 14 июня 1745 года. К этому времени в монастыре имелись две деревянные церкви: первая во имя Владимирской Пресвятой Богородицы, вторая во имя Святого Алексия Митрополита. В 1754 году 17 октября Преосвященнейший Амвросий, Епископ Переславский и Дмитровский, служил в «Переславском Сретенском Богородском девичьем монастыре в церкви Сретения Пресвятой Богородицы Чудотворныя иконы Владимирския».
Вскоре вместо церкви Алексия Митрополита была построена каменная тёплая во имя Благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя сына Ф. Ф. Угримова, Александра (освящена в 1756 году). Каменная ограда была начата строением в 1747 году14, колокольня – в 1751 году.
МУАР им. ЩУСЕВА. Кремль. Церковь Петра Митрополита. Начало ХХ в. ГНИМА ОФ-5113/20. (слева фрагмент ограды Богородицко-Сретенского монастыря, западная стена с воротами, над ними глава с крестом)
Комплекс Богородице-Сретенского монастыря был первым отстроенным целиком в кирпиче на средства переславских купцов храмовым ансамблем города. Филипп и Александр Угримовы – выходцы из переславского купечества, открывшие в 1758 года с разрешения Мануфактур-Коллегии первую переславскую мануфактуру. Девичий Сретенский монастырь был упразднён в 1765 г., а его церкви были
причислены к городскому Преображенскому собору. Церкви Преображения Господня и Сретения Владимирской иконы Божией Матери стали считаться за один городской собор, при котором была тёплая каменная церковь Александра Невского и старая деревянная Благовещенская церковь, находившаяся вблизи Спасо-Преображенского собора.
Кроме Преображенского собора и девичьего Сретенского монастыря, на территории крепости располагались церковь Рождества Христова с тёплой Никольской, Никитская церковь (летняя и зимняя), Покровская церковь (летняя, зимняя и колокольня), церковь Петра Митрополита. Церковь Великомученика Никиты была закрыта в 1765г., иконостас, иконы и утварь переданы в новопостроенную церковь Сергия Радонежского на правом
берегу реки Трубеж. Покровский приход внутри города был упразднён в 1776 г., а приходские люди частью приписаны к Преображенскому собору, частью – к Рождественской церкви22. В 1776 году епископ Переславский Антоний велел сломать деревянную колокольню Покровского прихода и употребить «на топление печей в соборе» (то есть, в Александроневской церкви), а колокола «взять в кафедральный собор, потому что градской собор имеет в колоколах излишество». Таким образом, территория к югу от Сретенского монастыря оставалась занятой только бывшими приходскими кладбищами.
Место кладбищ вокруг упраздненных в XVIII веке Никитской и Покровской церквей более ста лет оставалось незастроенным. В 1891г. к 100-летию А. С. Пушкина по решению Переславской городской Думы на этом на пустыре был посажен городской сад.
Статус Преображенского собора с приписными церквями в 1789 г. был изменён.
Указом Суздальской духовной консистории от 12 февраля 1789 года назначено Успенскому собору быть «навсегда Переславским градским собором». (Имеется в виду Успенский собор Горицкого монастыря). Такое положение собора сказалось на порядке ведения описей – они стали объединенными. Об этом свидетельствует так называемая «Опись имущества Успенского собора» 1808г., в которую включены как сам кафедральный собор, так и три храма Преображенского прихода. В 1916г. Успенский собор был передан в ведение Федоровского женского монастыря, а Спасо-Преображенский собор с приписными церквями вновь стал городским
собором.
С конца 1890-х годов и до своей кончины 18 января 1917 года старостой городского собора был Леонид Сергеевич Павлов. На его средства (около 100 тысяч рублей) в 1898-1908 году был отреставрирован комплекс бывшего Богородице-Сретенского монастыря. В 1908г. с северной стороны собора, перед алтарем Филипповского предела, была похоронена известная благотворительница Варвара Сергеевна Павлова, супруга Л. С. Павлова.
Открытка начала ХХ века. Вид с востока.
Часовня при колокольне. Вид с северо-востока. Фото В.Е. Елховского.
Семейный некрополь Павловых пополнился захоронениями Сергея Петровича (1914г.) и Леонида Сергеевича (1917г.).
В 1902 году вновь была образована Переславская викарная Епархия, с 1918 года Епископом Переславским был Дамиан (Воскресенский). После октябрьского переворота Владимирский собор некоторое время продолжал быть кафедральным.
Открытка издательства Фишер, Москва.
Фото из архива В. Е. Елховского.
В 1928 году собрание трудящихся приняло решение о закрытии Владимирского собора и церкви Петра Митрополита и ходатайствовало об использовании их под физкультурные залы.
Колокольня, часовня и часть ограды (восточная и южная стороны, частично западная – стены и башни) в 1930-х годах были разобраны, как мешающие движению транспорта.
Все сохранившиеся здания бывшего монастыря использовались, как производственные помещения.
В 1966 – 1971 годах проведена реставрация храмов: восстановлены обветшавшие кровли, сложное покрытие маковиц, главы, кресты.
В 1990-е годы Владимирский собор и церковь Александра Невского были возвращены верующим.
Вид с севера. Фото 1993г. из паспорта на ансамбль.
В храмах вновь возобновилось богослужение, и стараниями местных священнослужителей здесь была открыта первая после октября 1917 г. православная гимназия.
С 24 декабря 2015 г. после образования Переславской епархии Владимирский собор Переславля-Залесского вновь получил статус кафедрального.
Источник: ПРОЕКТ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ «СОБОР СРЕТЕНСКИЙ», 1740-е гг. ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ, УЛ. СОВЕТСКАЯ, Д. 12. Автор проекта: старший научный сотрудник Переславского музея-заповедника Е.К. Шадунц.