ЧАСТИЦА МОЩЕЙ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ЧАСТИЦЫ МОЩЕЙ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО, СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА РУССКОГО, СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ФЕОДОРА УШАКОВА.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ»
СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ
АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Переславль-Залесский считается местом рождения, крещения и княжеского пострига князя Александра Невского. На вопрос: «Кто, как вы думаете, «гений места» нашего города?» — большинство переславцев с уверенностью отвечает: «Александр Невский». Многие иногородние знают Спасо-Преображенский собор, как собор Александра Невского, и удивляются: «Разве не так? Ведь он здесь родился, его здесь крестили…»
Между тем, летописи ничего не сообщают о месте и дате рождения второго сына Переславского князя Ярослава Всеволодовича. Дата 30 мая (12 июня по новому стилю) 1220 года — впервые была приведена русским историком XVIII века Василием Татищевым в «Истории Российской». Современные историки вычисляют дату рождения Александра Невского по датам дальнейших упоминаний летописей. Например, Владимир Андреевич Кучкин обосновывает день 13 мая 1221 года (по старому стилю), опираясь на дату праздника патронатного святого князя, мученика Александра Римского и сведения о рождении первого сына Переславского князя Ярослава Всеволодовича.
В Лаврентьевской летописи есть запись под 6727 (1219) годом: «Того же лета родися Ярославу сын, и нарекоше имя ему Феодор». Поскольку Ярослав в это время был князем Переяславским, то местом рождения первенца Феодора подразумевается город Переяславль-Залесский, крещения — собор Святого Спаса.
Первое летописное упоминание имени второго княжеского сына, Александра, появляется только в Новгородских летописях под 6736 (1228) годом: «Ярослав поиде с княгинею из Новагорода Переяславлю, а в Новегороди остави 2 сына свои, Феодора и Александра, с Федор Даниловичем и с тивуном».
Никаких сведений о детстве будущего героя летописи и первый агиографический источник «Житие великого князя Олександра, сына Ярославля, внука Всеволожа», не приводят. В Софийской 1-й летописи житие Александра начинается с небольшого предисловия, где даны самые важные сведения: «Сей бе князь великый Александр Богом рожен от отца боголюбива и мужелюбца, паче же и кротка, великаго князя Ярослава Всеволодича и от матери святыя великие княгини Феодосии». В Лицевом летописном своде из собрания РНБ помещены два изображения с подписями, характеризующими происхождение и воспитание будущего святого: «всякому делу благу научен бысть от благочестиваго си отца, богомудраго и державнаго Ярослава Всеволодича, и святыя своя матере, боголюбивыя великиа княгини Феодосии, иже наречена бысть во иноческом чину Еуфросиниа, от них же воспитан бысть во всяком добром наказании. И тако вселися в сердце его страх Божий, еже соблюдати заповеди Господня и творити я во всем; бе бо повелику чтяше священнический и мнишеский чин».
Представление о том, как прошли княжеский постриг и обряд посажения на коня у Фёдора и Александра в возрасте 2-3 лет, основаны на летописных описаниях этих обрядов для их отца и других княжичей. Переславль-Залесский в то время был единственным городом, где княжил их отец. Однако в 6731 (1222 или 1223) году Ярослав Всеволодович впервые был призван новгородцами для военных действий против Литвы. Новгородская первая летопись упоминает, что Ярослав был в Новгороде с «княгынею и с детми», и вернулся в том же году по своей воле в Переславль. Поэтому считается, что княжеский постриг Александра произошёл в переславском Спасо-Преображенском соборе.
В январе 1231 года сыновья Ярослава Фёдор и Александр были «посажены» отцом в Новгород без указания имён опекунов, что означало вхождение в княжеские обязанности и ответственность. В 1233 году после скоропостижной кончины Фёдора княжич Александр остается старшим среди сыновей и наследников Ярослава Всеволодовича. Заняв Киев в 1236 году, Ярослав сажает Александра самостоятельно княжить в Новгород.
Новгородская 1-я летопись упоминает об отъезде князя Александра из Новгорода «к отцу в Переяславль с матерью и с женою и со всем двором своим» летом 1240 года после Невского побоища, но в том же году новгородцы отправили «владыку Спиридона с молбою к Ярославу по князя Александра».
В Никоновской летописи уточняется, что Александр «пошел в Переславль на княжение иже на Клещине озере». Его пребывание в Переславле, очевидно, было недолгим, поскольку до 1247 года Александр постоянно княжил в Новгороде.
После получения в 1249 году Киева и всей Русской земли, Александр возвращается в Новгород, а в 1252 году отправляется в Орду к сыну Батыя Сартаку. Тем же летом, на «Боришь день» — 24 июля, день памяти святых князей Бориса и Глеба — Неврюева рать берёт Переславль, который пытаются защищать полки братьев Александра, князей Андрея и Ярослава. «Царевич же Невруй с татары своими взяша Переславль, иже на Клещине озере, и яша княгиню Ярославлю и з детми и убиша ея, а иные дети Ярославли в полон поведоша, а воеводу их Жидислава убиша и люди вся в полон поведоша, и все имение взяша, и идоша в Орду».
По какой причине семья Ярослава Ярославича оказалась в Переславле, а не в Твери? Некоторые историки полагают, что первоначально Переславское княжество было дано в управление Ярославу. В.А. Кучкин считает, что, сев на Владимирский стол в 1252 году, «Александр заставил другого смутьяна, брата Ярослава, променять ему свое Переяславское княжество на его Тверское». Впоследствии на месте битвы с Неврюевой ратью был основан Борисоглебский на Песках монастырь, известия о котором находим в житии Димитрия Прилуцкого (XIV век). Вполне возможно, что основание Борисоглебского монастыря в Переславле произошло по велению князя Александра, который «воздвиже церкви по пленении Невруеве».
Летописи и Степенная книга Царского родословия точно указывают только дату преставления (смерти) князя Александра Ярославича, в лето 6771 месяца ноября 14 день. Впоследствии Переславское княжество унаследует второй сын Александра, Дмитрий, и его род. По наблюдениям исследователей, прозвище «Невский» у Александра Ярославича, внука Всеволожа, впервые зафиксировано в начале XV века, в летописной статье «А се князи русьстии». Там же перечислены сыны Александра, среди которых «Дмитрии Переяславьскыи». Между тем, прозвище князя Александра Ярославича перешло к его потомкам и спустя почти четыреста лет после смерти последнего переславского князя сохранялось в местном предании. В Описи собора 1701 года среди икон, находившихся в правой части собора, был «Образ Иоанна Предтечи писан красками ветх на гробе великого князя Иоанна Дмитриевича Невского». В убранстве церкви упоминаются «на гробницах великого князя Димитрия Невского три покрова суконные черные и в том числе покров червчатый ветхи. Да на тех же гробницах два покрова суконных на коришной цвет положены крашениною кресты нашиты кружево серебряное».
Хотя первая редакция Жития благоверного князя Александра записана в Лаврентьевской летописи под 1263 годом и создана современником князя, канонизация Александра Невского в лике святых происходит только в 1547 году.
Церковная коммеморация святого благоверного князя Александра Невского в Переславле-Залесском начинается только в середине XVIII столетия. Первая церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского в Переславле-Залесском появилась по указу епископа Амвросия (Зертис-Каменского). В августе 1754 года епископ Амвросий запретил строить у стен Горицкого монастыря каменную приходскую церковь Подгорной слободы на месте прежде бывшей деревянной. Место для строительства было выбрано на другой стороне Большой Московской дороги, где также была Подгорная слободка Горицкого монастыря. Церковь Подгорной слободы до этого времени называлась Сергиевской, однако в резолюции Амвросия было сказано следующее: «на показанном благоспособном месте построить самым изрядным мастерством деревянную церковь, или ежели возможно каменную церковь с приделом; из которых настоящей быть во имя святаго благовернаго князя Александра Невскаго, по тому резону, что он (как из истории явствует) из князей Переславских, а придельной во имя преподобнаго Сергия Радонежскаго Чудотворца».
Деревянная Александроневская церковь была освящена в 1755 году и только в конце 1778 года началась её перестройка в кирпиче. Первым был освящён теплый придел Александра Невского (1783 год), а в 1785 году — основной престол во имя Сретения Господня.
Вторая церковь во имя святого Александра Невского была построена в девичем Богородицком монастыре «внутри города» на месте деревянной церкви Алексея, митрополита Московского, и освящена в 1756 году. Посвящение престола было связано, вероятно, с патронатным святым ктитора — Александра Филипповича Угримова.
Образ Александра Невского, написанный в 1758 году на своде Успенского собора согласно указу Святейшего Синода от 15 июня 1724 года в великокняжеских одеждах, является первым изображением святого князя в интерьере переславских церквей. В 1836-39 годах святой благоверный князь Александр Невский был написан артелью братьев Медведевых на столпе Феодоровского собора. Во второй половине XVIII – XIX веках почти в каждом переславском храме находились иконы благоверного великого князя Александра Невского.
Авторы первых краеведческих изданий о Переславле-Залесском вслед за историком Михаилом Михайловичем Щербатовым отмечали святого благоверного князя Александра Ярославича Невского среди переславских князей.
Местность возле села Городище к северо-западу от Переславля называется Александровой горой. До начала XVII века здесь находился Александров монастырь, запустевший после Смутного времени. В XVIII веке его земли переходят к Никитскому монастырю без возобновления обители.
В 1853 году на Александровой горе провёл раскопки археолог Павел Степанович Савельев. Был обнаружен культурный слой глубиной до 3,5 м. Стратиграфия находок дала основание Алексею Сергеевичу Уварову определить, что уже в середине XIII века здесь была церковь с христианским кладбищем, сожжённая не ранее 1350 года. Монастырь возобновлялся до начала XVII века, о чём говорят находки монет, датированных надгробий и предметов монастырского быта.
Постепенно забывается причина, по которой пустынная местность у озера получила название Александровой горы. Очевидно, в XIX столетии сложилось народное предание о том, что Александр Невский построил на берегу Плещеева озера, на горе близ древнего городища Клещино терема, в которых и жил, пока восстанавливал город после Батыева разорения. Эта легенда оказалась занесена в церковную летопись Рождественской церкви находящегося неподалеку села Городище.
Новая волна интереса к фигуре Александра Невского возникает в советское время. В 1938 году режиссер Сергей Эйзенштейн снимает в Переславле некоторые эпизоды фильма «Александр Невский». 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского как военный орден для награждения командного состава Красной Армии. Среди его кавалеров было несколько переславцев: Василий Кротиков, Александр Галеев, Василий Котюнин, Виктор Горшунов.
В здании Спасо-Преображенского собора, близ которого родился прославленный русский герой, 2 сентября 1945 года был открыт единственный в СССР музей, посвящённый памяти великого полководца. Музей объединил в своей экспозиции подвиги далёких предков и героизм солдат последней, только что отгремевшей войны. Создание этого музея и возрождение интереса переславцев к судьбе знаменитого земляка, прославленного полководца и государственного деятеля — заслуга директора Переславского музея Константина Ивановича Иванова. По его инициативе также начинается деятельность по установке в Переславле-Залесском памятника Александру Невскому.
В связи с 800-летием Переславля-Залесского в 1952 году Совет Министров Союза СССР разрешил воздвигнуть в городе памятник — бронзовый бюст Александру Невскому. Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР поручил проектирование и изготовление памятника автору проекта памятника Юрию Долгорукому в Москве скульптору Сергею Михайловичу Орлову. Сталинская премия II степени была присуждена С.М. Орлову в 1946 году за его крупноразмерные фарфоровые скульптурные композиции «Мать», «Александр Невский» и «Сказка», выполненные на Дмитровском заводе в годы войны.
Открытие памятника предполагалось приурочить к 690-летию со дня смерти Александра Невского в ноябре 1953 года. Однако авторская работа над бюстом заняла несколько лет, прежде чем был найден образ «государственного характера народного героя». Памятник был установлен 28 декабря 1958 года.
В 1990-е годы в день города на Красной площади у памятника Александру Невскому стали проводить костюмированные праздники, посвящённые детству знаменитого полководца. Среди школьников проводились конкурсы, выбирался «княжич», и воспроизводился обряд «посажения на коня» — посвящения в князья.
Но не всё было так безоблачно. 13 мая 2004 года был совершен акт вандализма: на восточном и южном фасадах постамента памятника Александру Невскому была нарисована фашистская свастика. Местные журналисты недоумевали — за что патриота Невского наградили свастикой? Через неделю хулиганы были обнаружены. На допросе молодые люди пояснили, что никакого специального умысла по отношению к князю не имели, «просто захотелось порисовать» на всём подряд.
Новая волна интереса переславцев к личности знаменитого земляка началась после проведения Всероссийского конкурса «Имя России». В городе был открыт частный музей Александра Невского. Жительница Переславля Тамар Александровна Головина в поэтической форме переложила для детей «Житие Александра Невского». Владелец музея Александра Невского Владимир Николаевич Корюгин профинансировал публикацию «Сказания о жизни и подвигах Александра Невского», которую проиллюстрировали учащиеся Переславской школы искусств.
Переславский скульптор Алексей Владимирович Чирков создал модели скульптурных композиций, посвященных святому благоверному князю «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» и «Подвиг русской семьи — посвящение в воины святого Александра Невского».
В год празднования 1000-летия Крещения Руси начинается возвращение церквей верующим. В Сретенской церкви с приделом Александра Невского богослужения в приделе начались осенью 1988 года, церковь стала вторым в городе действующим храмом.
Церковь Александра Невского передали общине верующих в 1991 году в аварийном состоянии. С 1930 года в бывшей церкви размещались мастерские, а в алтаре — хлебный магазин. Проводимая в 1966-1971 годах реставрация храмов (восстановлены обветшавшие кровли, сложное покрытие маковиц, главы, кресты) не была завершена. В церкви Александра Невского стояли строительные леса, а по центру свода трапезной проходила продольная трещина. Священник Сергей Климов, назначенный настоятелем Александроневского храма, на народные средства провёл ремонт в церкви. Был устроен иконостас (мастерская Поляковых, Переславль), написаны новые и пожертвованы старинные иконы. В 1993 году в храм были переданы частицы мощей святого благоверного князя Александра Невского. С 2015 года храм Александра Невского является кафедральным собором Переславской епархии. Икона с частицей мощей Александра Невского находится также в Знаменской церкви Переславля-Залесского.
Доклад Пленарного заседания регионального этапа XXIX Международных Рождественских чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» старшего научного сотрудника Переславль-Залесского музея-заповедника Елены Константиновны Шадунц «К истории почитания святого благоверного великого князя Александра Невского в Переславле-Залесском».
Икона и ковчег с частицей мощей святого князя Александра Невского хранятся средней части храма святого Александра Невского, справа от алтаря. Храмовая икона святого Александра находится в притворе храма с левой стороны.
Тропарь благоверному князю Александру Невскому, в схиме Алексию, глас 4
Позна́й свою́ бра́тию, росси́йский Ио́сифе,/ не в Еги́пте, но на Небеси́ ца́рствующий,/ благове́рный кня́же Алекса́ндре,/ и приими́ моле́ния их,/ умножа́я жи́та лю́дем плодоно́сием земли́ твоея́,/ гра́ды влады́чествия твоего́ огражда́я моле́нием,// правосла́вным христиа́ном на сопроти́вныя спобо́рствуя.
Кондак благоверному князю Александру Невскому, в схиме Алексию, глас 8
Я́ко звезду́ тя пресве́тлу почита́ем,/ от восто́ка возсия́вшую, и на за́пад прише́дшую,/ всю бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогаща́еши,/ и просвеща́еши ве́рою чту́щия па́мять твою́, Алекса́ндре блаже́нне./ Сего́ ра́ди днесь пра́зднуем твое́ успе́ние, лю́дие твои́ су́щии,/ моли́ спасти́ Оте́чество твое́, и вся притека́ющия к ра́це моще́й твои́х,/ и ве́рно вопию́щия ти́:// ра́дуйся, гра́ду на́шему утвержде́ние.
Молитва благоверному князю Александру Невскому, в схиме Алексию
Ско́рый помо́щниче всех усе́рдно к тебе́ прибега́ющих и те́плый наш пред Го́сподем предста́телю, святы́й благове́рный кня́же Алекса́ндре! При́зри ми́лостивно на ны недосто́йныя мно́гими беззако́нии непотре́бны себе́ сотво́ршия, к ра́це моще́й твои́х (или: ико́не твое́й) ны́не притека́ющия и из глубины́ се́рдца тебе́ взыва́ющия: ты в житии́ свое́м ревни́тель и защи́тник правосла́вныя ве́ры был еси́, и нас в ней те́плыми твои́ми моли́твами непоколеби́мы утверди́. Ты вели́кое, возло́женное на тя служе́ние тща́тельно проходи́л еси́, и нас твое́ю по́мощию пребыва́ти коего́ждо, в не́йже призва́н есть, наста́ви. Ты, победи́в полки́ супоста́тов, от преде́лов Росси́йских отгна́л еси́, и на нас ополча́ющихся всех ви́димых и неви́димых враго́в низложи́. Ты, оста́вив тле́нный вене́ц ца́рства земна́го, избра́л еси́ безмо́лвное житие́, и ны́не пра́ведно венце́м нетле́нным уве́нчанный, на Небесе́х ца́рствуеши, хода́тайствуй и нам, смире́нно мо́лим тя, житие́ ти́хое и безмяте́жное и к ве́чному Ца́рствию ше́ствие неукло́нное твои́м предста́тельством устро́й нам. Предстоя́ же со все́ми святы́ми Престо́лу Бо́жию, моли́ся о всех правосла́вных христиа́нах, да сохрани́т их Госпо́дь Бог Свое́ю благода́тию в ми́ре, здра́вии, и благоде́нствии, и вся́ком благополу́чии в до́лжайшая ле́та, да и при́сно сла́вим и благослови́м Бо́га, в Тро́ице Святе́й сла́вимаго Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО,
СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА РУССКОГО,
СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ФЕОДОРА УШАКОВА.
Апостол Андрей Первозванный
Святой апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати апостолов (греч.—посланник), избранных Самим Господом для евангельской проповеди. Родился в городе Вифсаиде в Галилее, впоследствии жил вместе со своим братом Симоном (Петром) в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, доставляя себе средства к существованию ловлей рыбы.
С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, но стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.
Как повествуется в Евангелии, святой апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа (отчего в предании древней Церкви святому апостолу Андрею усвоено имя «Первозванного»), но он был также первым из апостолов, который исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.
Из Евангелия мы узнаём, что святой апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек, говорил с Господом в Вербное воскресенье,. вопрошал Его вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима (совершившемся в 70 г. по Р. X.) и о признаках Второго Пришествия Спасителя.
После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, апостол Андрей исполнился Духа Святого, как предсказал Сам Господь. С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию, Причерноморье (по преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Кананитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину). Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до месторасположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти апостолов Христовых — Стахия. Так имя святого апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Церкви.
На трудном пути благовестника апостол Андрей претерпел много скорбей и страданий от язычников: его изгоняли из городов, подвергали избиению, например в Синопе. Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса.
Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры (Патрас).
Свою силу явил Господь через ученика Своего и в городе Патры. По молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелились Максимилла, жена правителя Патрского и его брат философ Стратоклий. Все это побуждало жителей города принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни, громко возглашая: «Радуйся, Кресте, плотию Христовою освященный… Возьми убо мя от людей, и отдаждь мя Учителю моему, да тобою мя приимет, Иже мя искупи тобою». Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног святого, а привязать их ко кресту. По преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей, имел особую форму — был в виде латинской цифры X (в иконографии т. н. Андреевский крест). Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу (+62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его. В 357 году мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами, в 1208 году мощи святого апостола Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном храме в Амальфи. При Папе Римском Пие II (1458 г.) честная глава святого апостола Андрея была перенесена в Рим и положена в соборе святого апостола Петра.
Тропарь апостолу Андрею Первозванному, глас 4
Я́ко апо́столов первозва́нный/ и верхо́внаго су́щий брат,/ Влады́це всех, Андре́е, моли́ся/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак апостолу Андрею Первозванному, глас 2
Му́жества тезоимени́таго Богоглаго́льника/ и Це́ркве возсле́дователя верхо́внаго,/ Петро́ва сро́дника восхва́лим,/ зане́ я́коже дре́вле сему́, и ны́не нам воззва́:// прииди́те, обрето́хом Жела́емаго.
Святой праведный Иоанн Русский
Святой исповедник Иоанн Русский родился в конце XVII века в Малороссии и воспитывался в благочестии и любви к Церкви Божией. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу, служил простым солдатом в армии Петра Первого и участвовал в русско-турецкой войне. Во время Прутского похода 1711 года Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, которые продали его начальнику турецкой конницы. Тот привез русского пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Прокопий (по-турецки Уркюп). Пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, избивали и мучили. Святой Иоанн не прельстился обещанными земными благами и мужественно переносил жестокости, унижения и побои. Его часто мучил хозяин в надежде, что его раб примет мусульманство. Однако святой Иоанн решительно противился воле своего господина и отвечал: «Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. Я родился христианином, христианином и умру». Смелые слова и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. Он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше к отречению от христианства, а заставил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого Иоанна.
С утра до позднего вечера угодник Божий служил своему господину, добросовестно исполняя все его приказания. В зимнюю стужу и в летний зной, полунагой и босой, он исполнял свои обязанности. Другие рабы нередко издевались над ним, видя его усердие. Праведный Иоанн никогда не сердился на них, напротив, при случае помогал им в работе и утешал в беде. Такое искреннее добросердечие святого пришлось по душе хозяину и рабам. Хозяин стал настолько доверять праведному Иоанну и уважать за честность и благородство, что предложил ему жить как свободному и поселиться, где он сам пожелает. Однако подвижник предпочел остаться в помещении конюшни, где каждую ночь мог беспрепятственно подвизаться в молитвенном уединении, укрепляясь в добре и любви к Богу и людям. Иногда он покидал свое тихое убежище и под покровом ночи приходил к храму святого великомученика Георгия, где на паперти усердно молился, преклонив колени. В этом же храме по праздникам он причащался Святых Христовых Таин.
В то же время праведный Иоанн по-прежнему служил своему господину и, несмотря на свою бедность, всегда помогал нуждавшимся и больным и делил с ними свою скудную пищу.
В конце своей многотрудной и подвижнической жизни святой Иоанн занемог и, чувствуя приближение кончины, призвал священника, чтобы в последний раз получить благословение на исход. Священник, опасаясь со Святыми Дарами идти в дом турецкого начальника, вложил Их в яблоко и безопасно передал праведному Иоанну. Прославив Господа, он причастился Святых Христовых Тайн и отошел к Богу. Праведная кончина святого исповедника Иоанна Русского последовала 27 мая 1730 года. Когда хозяину сообщили, что раб Иоанн умер, он позвал священников и передал им тело святого Иоанна, которые погребли его по христианскому обычаю. На погребение собрались почти все христиане, жившие в Прокопии, и сопровождали тело праведника на христианское кладбище.
Через три с половиной года священник был чудесно извещен во сне о том, что мощи святого Иоанна пребывают нетленными. Вскоре святые мощи праведника были перенесены в храм святого великомученика Георгия и положены в специальной раке. Новый угодник Божий стал прославляться неисчислимыми благодатными чудесами, известность о которых распространилась в отдаленные города и селения. Верующие христиане из разных мест приходили в Прокопий для поклонения святым мощам Иоанна Русского и получали по его святым молитвам благодатные исцеления. Нового святого стали почитать не только православные христиане, но и армяне, и турки, обращаясь с молитвенным прошением к русскому святому: «Раб Божий, не обойди нас своей милостью».
В 1881 году часть мощей святого Иоанна была перенесена в Русский монастырь святого великомученика Пантелеймона иноками Святой Афонской Горы, до этого чудесно спасенными угодником Божиим во время опасного путешествия. На средства этого монастыря и жителей Прокопия в 1886 году начато строительство нового храма, так как храм святого великомученика Георгия, где находились мощи святого Иоанна, обветшал.
15 августа 1898 года был освящен новый храм во имя святого Иоанна Русского, по благословению Вселенского патриарха Константина V, Кесарийским митрополитом Иоанном.
В 1924 году жители Прокопия Кесарийского, переселяясь на остров Эвбею, перенесли с собою и мощи святого Иоанна Русского. Несколько десятилетий они находились в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Новом Прокопии на Эвбее, а в 1951 году перенесены в новый храм во имя святого Иоанна Русского, к которому стекаются тысячи паломников из всех уголков Греции, особенно в день его памяти, 27 мая. Праведный Иоанн Русский широко почитается на Святой Горе Афон, особенно в Русском Пантелеимоновом монастыре.
Тропарь праведному Иоанну Русскому, глас 4
От земли́ плене́ния твоего́/ воззва́вый тя к Небе́сным селе́нием,/ Госпо́дь соблюда́ет невреди́мо и цельбоно́сно те́ло твое́,/ пра́ведне Иоа́нне,/ ты бо, в Росси́и я́тый и во Аси́ю прода́нный,/ посреде́, ага́рянскаго злоче́стия благоче́стно пожи́л еси́ во мно́зе терпе́нии/ и, се́яв зде слеза́ми,/ жне́ши та́мо неизглаго́ланною ра́достию.// Те́мже моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак праведному Иоанну Русскому, глас 8
В честне́й па́мяти твое́й, свя́те,/ весели́тся о тебе́ Росси́я,/ во благоче́стии тя воспита́вшая,/ и целе́бным моще́м твои́м ра́дуется Аси́я,/ иде́же у́зкий путь проше́д страда́льческаго пле́на и по́стнических подвиго́в,/ сосу́д че́стен яви́лся еси́ Бо́жия благода́ти,/ ея́же проси́ и нам, чти́телем твои́м, да зове́м ти:// ра́дуйся, Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те.
Святой праведный Феодор Ушаков
Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии в благочестивой семье. В феврале 1761 года был зачислен в Морской кадетский корпус в Петербурге, который успешно закончил в 1766 году с получением чина мичмана. По окончании учебы был определен на флот Балтийского моря с последующим переводом на юг, в Азовскую флотилию.
В августе 1783 года капитан II ранга Ф. Ушаков прибыл в Херсон, а через два года уже в чине капитана I ранга будущий прославленный адмирал прибыл на корабле «Святой Павел» в новопостроенную крепость Севастополь.
В августе 1787 года Турция объявила о вступлении в войну с Россией. Победы в начавшихся военно-морских баталиях с неприятелем прославили русский флот. В июне-июле 1788 года русская морская эскадра под командованием Феодора Ушакова одержала первую победу над превосходящими силами противника у острова Фидониси. 1790 год был ознаменован еще одной победой над турецким флотом в Керченском морском сражении у острова Тендры. А за блистательную победу у мыса Калиакрия, завершившую в 1791 году русско-турецкую войну, контр-адмирал Ф. Ушаков был награжден орденом святого Александра Невского.
После вступления в 1796 году на Российский престол Императора Павла I произошли определенные изменения политической обстановки, был заключен союз с Англией против республиканской Франции. В августе 1798 года началась Средиземноморская кампания, в ходе которой были освобождены Ионические острова (Занте, Кефалония, Чериго и другие). В 1799 году после взятия крепости Корфу Ф. Ушаков был произведен в чин адмирала.
26 октября 1800 года адмирал Ф. Ушаков возвратился в Севастополь, а в марте 1801 года был переведен в Петербург.
С Божией помощью, благодаря покровительству Небесных Сил, адмирал Ушаков провел сорок кампаний, в которых не только не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля, но и построил множество новых, став реформатором русского флота и прочно укрепив его позиции на Средиземноморье, утвердив славу России как великой морской державы. Ни один из его матросов не попал в плен к неприятелю.
Будучи сторонником суворовской школы воспитания защитников отечества, он имел глубоко христианскую натуру, проявившуюся во всех направлениях его деятельности: военной, дипломатической, благотворительной. Русский народ знал: где Ушаков – там победа. Как и генералиссимус Суворов, Ушаков стал символом непобедимой мощи русского воинства.
19 декабря 1806 года адмиралом Ф. Ушаковым было подано прошение об отставке. В 1810 году он переехал в деревню Алексеевку неподалеку от Санаксарского монастыря. Будучи племянником знаменитого санаксарского старца Феодора, адмирал последние годы жизни провел вдали от столицы, занимаясь благотворительностью и помогая обездоленным. Адмирал Ушаков был частым богомольцем в Санаксарском монастыре, подолгу оставался в нем, неукоснительно посещая все монастырские богослужения.
После начала в 1812 году Отечественной войны, Ф. Ушаков совместно с темниковским протоиереем Асинкритом Ивановым устроил госпиталь для раненых, пожертвовал средства на содержание 1-го Тамбовского пехотного полка.
2 октября 1817 года последовала блаженная кончина адмирала Ф. Ушакова. Отпевали его в Спасо-Преображенской церкви г. Темникова Тамбовской губернии. Усопшего несли на руках почти 5 верст до самой Санаксарской Рождества Богородицы обители, По завещанию Феодор Феодорович был погребен «по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора».
Над могилой установили бюст Ф. Ф. Ушакова, в основании которого сделана следующая надпись: «Здесь покоится прахъ Его высоко Превосходительства и высоко Почтеннаго Боярина флота Адмирала и разныхъ российскихъ и иностранныхъ орденовъ Кавалера Феодора Феодоровича Ушакова, скончавшагося 1817 года сентября 19 дня на 74 году отъ рожденiя». Позже над местом упокоения Ушаковых была воздвигнута часовня. Спустя столетие её до основания разрушили, а останки праведников осквернили. В 1944 г. государственная комиссия обследовала место захоронения адмирала Ушакова и обнаружила его останки нетленными. Это обстоятельство было взято на заметку. С той поры монастырь находился под присмотром властей. И, как говорят, в темные времена безбожия слава Ушакова спасла обитель от разрушения. Работами по обретению останков руководил советский антрополог, археолог и скульптор, член-корреспондент АН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Государственной премии, доктор исторических наук, профессор М.М. Герасимов. Михаил Герасимов по черепу адмирала попытался воссоздать его облик, используя специально разработанную им методику. Именно этот облик был изображен на учрежденных в 1944 году ордене и медали адмирала Ф. Ф. Ушакова. Облик адмирала, который создал Михаил Герасимов не вполне соответствует действительному. К этому выводу пришли современные ученые антропологи, изучавшие облик адмирала. Они считают, что реально можно судить о внешнем облике адмирала по известному прижизненному портрету, хранящемуся в музее г. Темникова (Мордовия).
Феодор Ушаков в своей земной жизни был доблестным флотоводцем, покрывшим себя неувядаемой славой, и в то же время человеком высокой духовной жизни, исполненным необыкновенной чистоты, подлинным подвижником благочестия. Светское и духовное начала соединились в нем удивительно гармонично, и жизнь его, победив неумолимое время, стала достоянием вечности, превратившись в воплощенную легенду, песню, переходящую из уст в уста.
В личности великого русского флотоводца сошлись высокое служение Церкви и доблесть православного воинства, обретя конкретное воплощение через исполненную драматизма прекрасную и величественную жизнь стратега и тактика морского боя, выдающегося дипломата, подлинного воина Христова, освященную истинной духовностью.
В народе всегда глубоко почитался подвиг воина, исполненного непоколебимой веры мужества и христианского сострадания к ближним. Милостивый печальник народных нужд, суровый и требовательный по отношению к себе, но снисходительный и щедрый в обращении к подчиненным, – таким был адмирал, отец родной для всех, кто нуждался в его покровительстве, он всегда был окружен особой любовью.
В наше непростое время житие Феодора Ушакова является вдохновляющим примером воинской доблести и христианского милосердия, строгой приверженности Церкви, праведной, непорочной жизни и ревностного служения отечеству.
4–5 августа 2001 года в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала Российского флота. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который состоялся 3-8 октября 2004 года, определил причислить к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви праведного воина Феодора (Ушакова; 1745-1817гг.; память 23 июля/5 августа и 2/15 октября).
Тропарь праведному воину Феодору Ушакову, глас 1
Держа́ве Росси́йстей архистрати́г непобеди́мый яви́лся еси́,/ ага́рянскую зло́бу нивочто́же вмени́в и разори́в:/ ни сла́вы мирски́я, ниже́ бога́тства взыску́я,/ но Бо́гу и бли́жнему послужи́л еси́,/ моли́, свя́те Фео́доре,/ во́инству на́шему дарова́ти на враги́ одоле́ние,/ оте́честву во благоче́стии непоколеби́му пребы́ти,// и сыново́м Росси́йским спасти́ся.
Кондак праведному воину Феодору Ушакову, глас 2
Архистрати́же Росси́йский,/ служи́телю наро́да Бо́жиего,/ ни́щих и угнете́нных свободи́телю,/ нечести́вых наказа́телю,/ поле́зное нам проси́ и ве́лию ми́лость,// я́ко спобо́рник наш пра́ведне боля́рине Фео́доре.
Ковчежек с частицами мощей Апостола Андрея Первозванного, Святого праведного Иоанна Русского, Святого праведного Феодора Ушакова хранится средней части храма святого Александра Невского, рядом с частицей мощей святого князя Александра.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ»
Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец» называют еще «Симеоново проречение». Как повествует святой евангелист Лука, праведному старцу Симеону Богоприимцу «…было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк.2:26). И вот когда родители на сороковой день после рождения Младенца принесли Его в храм, пришел туда «по вдохновению» и Симеон, взял Младенца на руки (откуда и появилось название «Богоприимец») и произнес знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни и известные как Молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» (Лк.2:29) Затем он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь Спасителя и обратился к Марии с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:34-35). Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой Девы поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда увидит Она страдания Сына Своего; после же откроются скрытые помышления людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него. Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы.
Обычно на иконе изображается Божия Матерь, сердце Которой пронизывают семь мечей – по три справа и слева и один снизу. Число «семь» в Священном Писании означает «полноту» чего-либо, в данном случае – полноту всего того горя, «печали и болезни сердечной», которые перенесла Пресвятая Дева в Ее земной жизни.
Похожее изображение имеет еще «Семистрельная» икона Божией Матери. Разница только в том, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены на ней несколько иначе – три с одной и четыре с другой стороны. Празднование этой иконе совершается 13-го августа, в то время, как празднование иконе «Умягчение злых сердец» приходится в Неделю Всех святых.
Все верующие, прибегающие к чудотворным иконам с верой и молитвою чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются душевные и телесные страдания, они сознают, что когда молятся перед этими образами за врагов своих, тогда исчезают их враждебные чувства, уступая место доброте и милосердию.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умягчение злых сердец», глас 5
Умягчи́ на́ша зла́я сердца́, Богоро́дице,/ и напа́сти ненави́дящих нас угаси́/ и вся́кую тесноту́ души́ на́шея разреши́,/ на Твой бо святы́й о́браз взира́юще,/ Твои́м сострада́нием и милосе́рдованием о нас умиля́емся/ и ра́ны Твоя́ лобыза́ем,/ стрел же на́ших, Тя терза́ющих, ужаса́емся./ Не даждь нам, Ма́ти Благосе́рдная,/ в жестосе́рдии на́шем и от жестосе́рдия бли́жних поги́бнути,// Ты бо еси́ вои́стину злых серде́ц умягче́ние.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умягчение злых сердец», глас 2
Благода́тию Твое́ю, Влады́чице,/ умягчи́ сердца́ злоде́ев,/ низпосли́ благоде́телей,/ соблюда́ющи их от вся́каго зла,/ благомоля́щимся Ти усе́рдно// пред честны́ми ико́нами Твои́ми.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умягчение злых сердец»
О, Многоско́рбная Ма́ти Бо́жия, превы́шшая всех дще́рей земли́ по чистоте́ Свое́й и по мно́жеству страда́ний, Тобо́ю на земли́ пренесе́нных! Приими́ многоболе́зненная воздыха́ния на́ша и сохрани́ нас под кро́вом Твоея́ ми́лости, ина́го бо прибе́жища и те́плаго предста́тельства, ра́зве Тебе́, не ве́мы, но, я́ко дерзнове́ние иму́щи к И́же от Тебе́ Рожде́нному, помози́ и спаси́ ны моли́твами Свои́ми, да непреткнове́нно дости́гнем Ца́рствия Небе́снаго, иде́же со все́ми святы́ми бу́дем воспева́ти хвалу́ в Тро́ице Еди́ному Бо́гу, всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.